Н. Р. Грибанов

                                        МОТОЛОДКА

                                                       „САРЕПТА"
                                 ГОТОВИТСЯ К СЕРИЙНОМУ ВЫПУСКУ

                                  Март-апрель 1974 год

Своим названием «Сарепта» обязана ста­рому поселку, на месте которого расположен ныне Волгоградский судостроительный завод. Здесь по ини­циативе молодых специалистов в течение 1971 — 1972 гг. разработан проект, а также построены и ис­пытаны опытные образцы этой новой комфортабель­ной мотолодки.

По своим основным характеристикам она соответ­ствует типу 6 (класс III) существующего «Типажа про­гулочных судов». Этот тип, кстати, наименее освоен отечественной промышленностью.

В настоящее время закончена основная работа по подготовке производства к серийному выпуску мото­лодок «Сарепта».

«Сарепта» предназначена для дальнего туризма и в то же время это элегантная прогулочная лодка. Кроме того, ее можно использовать как буксировщик воднолыжников, базу для аквалангистов, а также в ка­честве служебно-разъездного, спасательного или пат­рульного судна.

«Сарепта» принимает до 6 человек. С двумя «Вих­рями» она успешно прошла в 1972 году ресурсные испытания по 300-часовой программе. Учитывая тен­денцию к повышению мощностей отечественных ло­дочных моторов, во время навигации 1973 г. были проведены дополнительные испытания лодки под мо­торами суммарной мощностью до 50 л. с.

В чем основные отличия «Сарепты» от известных серийных мотолодок? Прежде всего это комбиниро­ванные обводы корпуса (тримаранные в носовой ча­сти и плоско-килеватые — в кормовой) и легкая сдвижная алюминиевая рубка. Эта лодка сочетает в себе преимущества плоско-килеватых и тримаранных обводов, обладая высокой скоростью на тихой воде и повышенной мореходностью в условиях волнения. Принятые обводы явились результатом тщательного анализа более 80 типов отечественных и зарубежных судов подобного типа и назначения,

Диаметр циркуляции лодки на полном ходу и с максимальной нагрузкой составляет 1,5—2 длины кор­пуса, и хотя у «Сарепты» в отличие от большинства тримаранов нет внешних скосов спонсонов, она устой­чива на поворотах и имеет умеренный крен благодаря значительному развалу бортов (около 10°). Высокий борт и широкая палуба в носу препятствуют забрыз-гиванию и заливанию кокпита при любых курсовых углах хода лодки относительно волны. Тримаранные обводы в носу позволяют «Сарепте» мягко идти на волне высотой до 0,5 м не снижая скорости. Лодка об­ладает высокой устойчивостью на курсе и хорошей всхожестью на волну.

     На расстоянии трети длины от транца «Сарепта» имеет плоско-килеватые обводы с углом килевато-сти 8,5° при ширине по скуле 1300 мм. Фланцы днища и борта образуют скуловой брызгоотбойник шири­ной 30 мм. Умеренная килеватость, относительно не­большая ширина глиссирующей пластины днища и на­личие брызгоотбойников позволяют лодке при мощно­сти мотора в 20 л. с. развивать скорость с одним человеком 38 км/час, с четырьмя — 28 км/час. На ис­пытаниях «Сарепта» с двумя «Вихрями» по 20 л. с. показала скорость 44 км/час с одним водителем; с шестью пассажирами на борту скорость составила 35 км/час,

Обшивка изготавливается из развертывающихся на плоскость листов и не требует предварительной гибки или штамповки. Толщина обшивки днища — 2 мм, па­лубы и бортов—1,5 мм. Большинство соединений кор­пуса сварные (точечная и аргоно-дуговая сварка) и лишь в труднодоступных местах применена клепка. Продоль­ные гофры по бортам, палубе, крыше и стенкам руб­ки позволили отказаться от продольного набора в этих конструкциях.

Очень тщательно отрабатывалась прочность кон­струкции транца. С днищем он соединен тремя бракетами-кницами,  замыкающимися на продольный   набор,с бортами — стенками подмоторной ниши. Транцевая дубовая доска дополнительно крепится к бортам при помощи угольников. Благодаря такому конструктив­ному решению после 500-часовой эксплуатации опыт­ных лодок в самых жестких условиях под двумя мото­рами «вихрь» никаких дефектов в транце и его со­единениях не обнаружено.

Надежность и безопасность эксплуатации явились предметом   особой   заботы   конструкторов   «Сарепты».

Тримаранные обводы позволили добиться высокой статической остойчивости лодки (метацентрическая вы­сота при любых вариантах нагрузки превышает 1 метр). Это позволяет свободно перемещаться по лодке как на ходу, так и на стоянке, взбираться на борт из во­ды по забортному трапу (который, кстати, входит в снабжение лодки), управлять лодкой стоя, не рискуя опрокинуть ее или зачерпнуть бортом воду. При испы­таниях четыре человека усаживались вдоль одного борта   и   вода   при   этом   не   доходила   до   палубы   на

20 см.

Непотопляемость лодки обеспечивается блоками пенопласта ПСБ-С, оклеенными миткалем; блоки раз­мещены в подпалубных и бортовых нишах и защище­ны от повреждений перфорированными металличе­скими кожухами. Запас плавучести в затопленном со­стоянии составляет 110 кг, при этом лодка плавает без дифферента с двумя моторами на транце.

Слив попавшей в лодку воды осуществляется на ходу через самоотсасывающий клапан на транце, име­ющий дистанционное управление из кокпита. На сто­янке для этой цели используется штатный ручной на­сос. Из подмоторной ниши вода сливается через шпи­гаты.

Оборудованная сдвижной рубкой «Сарепта» имеет большие преимущества перед лодками со стационар­ными рубками. Она легко трансформируется в откры­тый вариант (рубка снимается с направляющих поло­зьев и может быть оставлена на берегу). 8 условиях плохой видимости и на волнении сдвижная рубка по­зволяет управлять «Сарептой» стоя, что, как показали испытания, является весьма ценным качеством с точ­ки зрения безопасности плавания.

Рубка в сочетании со складным брезентовым тен­том  в   задней   части   кокпита   и   с   раскладывающимися

в спальные места мягкими сиденьями позволяет бы­стро оборудовать надежный ночлег троим человекам. Удачная планировка кокпита достигнута благодаря продольному расположению средних диванов, перехо­дящих в обычные кресла для водителя и пассажира, сидящего спереди. У подмоторной ниши находится поперечное сиденье, под которым разместился отсек для бензобаков. Пространство под продольными дива­нами и передними сиденьями в рубке использовано под вместительные рундуки. Четыре шкафчика-ниши в планширях и на приборной доске могут быть исполь­зованы для хранения инструмента и запасных частей. Носовой багажник с люком на палубе позволяет раз­местить в нем все необходимое снаряжение для про­должительных походов. Специальное отделение для якоря в носу предохраняет вещи, находящиеся в ба­гажнике, от загрязнения и намокания. На стенках руб­ки предусмотрены крючки-вешалки для одежды.

Пост управления, расположенный у лобового пано­рамного стекла рубки, рассчитан на управление лод­кой как сидя на переднем сиденье, так и стоя (при слегка сдвинутой назад рубке). Ручной стеклоочисти­тель и зеркало заднего обзора создают дополнитель­ные удобства водителю в сложных метеорологических условиях и при буксировке воднолыжника. «Сарепта» снабжена дистанционным управлением с проводкой штуртросов по одному борту и минимальным количе­ством блочков.

В оформлении рубки использовано пятимиллимет­ровое оргстекло. И лобовое, и боковые стекла закреп­лены на уплотняющих резиновых профилях, что обес­печивает рубке брызгонепроницаемость. Поролоновые сиденья установлены на алюминиевом каркасе и об­шиты искусственной кожей яркой расцветки.

В комплект снабжения лодки, помимо упомянутых уже забортного трапа и насоса, входят весло-гребок, якорь со штертом, брезент-кошма, спасательный линь и аптечка.

Приятная и практичная окраска (предусмотрены три
варианта) в сочетании с легкими и динамичными фор­
мами придают лодке элегантный, современный вид,
соответствующий ее высоким функциональным каче­
ствам.

Бесплатный хостинг uCoz